Томскую технологию заточки лезвий внедряет Япония

Станки для бритья, сделанные по томской технологии, конкурируют со всемирно известным «Жилеттом». Правда, происходит это на Японских островах. Разработанный в томском научном центре инновационный принцип заточки лезвий из нержавеющей стали продан за рубеж.
В Институте сильноточной электроники ТНЦ на первый взгляд царит архаичность — некоторые обучающие плакаты ещё содержат трафарет из советского прошлого. Однако про уровень исследований, которые здесь проводятся, такого никак не скажешь — он соответствует мировому, а то и превосходит его. Яркий пример — разработка технологии получения сверхострых лезвий для бритья.
Николай Коваль, доктор технических наук: «За счёт бомбардировки ионами и распыления происходит такая заточка, которой невозможно добиться механически. Во-вторых, при напуске азота происходит азотирование — упрочнение, существенно повышающее износостойкость»
Японская сторона, в сотрудничестве с которой была изобретена технология и которой в конечном итоге достались права на её внедрение, назвала лезвия на основе томских инноваций PINK. Это аббревиатура с русского языка — плазменный источник с накалённым катодом, или, как в шутку говорили восхищённые томским ноу-хау азиаты, «плазменный источник Николая Коваля». По удивительному совпадению, именно розовое свечение, по-английски pink, выдаёт плазма, благодаря свойствам которой изобретение и стало возможным.
Владимир Шугуров, младший научный сотрудник лаборатории плазменно-эмиссионной электроники ИСЭ ТНЦ СО РАН: «Для этого пришлось разработать источник, который бы позволял обрабатывать сразу большое количество этих лезвий. По большому счёту, мы сделали опытно-конструкторский образец нашего лабораторного плазмогенератора»
А в лаборатории плазменно-эмиссионной электроники доводят до ума уже четвёртый плазменный генератор, который также, как и предыдущие, отправится на экспорт в Страну Восходящего Солнца. Зарубежный Дальний Восток продукция Института сильноточной электроники уже завоевала. Японцы же, только на рекламу инновационных лезвий тратящие 100 тыс. долларов в месяц, уже отвоевали часть местного рынка у продукции «Жилетт», и готовятся к торговой экспансии за рубеж.