России около 2 тыс. км дорог уже покрыто наноструктурированным дорожным покрытием. Основу обычного асфальта составляет каменная крошка и щебень, а для того чтобы из них появилось дорожное покрытие, необходимо вяжущее – вещество, которое соединит эти элементы. Сегодня таким вяжущим является синтетический битум – продукт переработки нефти, когда из нее уже выбрали все масла, мазут, мономеры и т. д. Такой асфальт недолговечен и подвержен разрушению из-за резкого перепада температур, образованию колеи и растрескиванию.
– Чтобы улучшить его качество, необходимо «укрепить» битум с помощью специальных добавок. Вопрос в том, что именно добавлять. Очевидно, что такая «присадка» должна быть доступной по цене и производиться из того, чего много, – рассказал интернет-изданию «Газета.Ру» заведующий лабораторией физико-химии высокодисперсных материалов Института химической физики им. Н.Н. Семенова РАН Вадим Никольский. – Резина от автомобильных покрышек – подходящий по многим параметрам компонент. Она эластична и доступна в избытке. А если придать асфальту ее свойства, то лучшее вяжущее и представить себе сложно.
Как отмечают в компании ООО «Уником», производящей модификатор, укладка дорожных покрытий с «наноасфальтом» в этом году проводилась в Тверской, Свердловской, Челябинской и Иркутской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе, в республиках Мордовия, Чувашия, Кабардино-Балкария и других регионах страны.